Налоговое правонарушение

Налоговое правонарушение - это противоправное, виновное нарушение обязанностей, прав и законных интересов участников налоговых отношений, за которое установлена юридическая ответственность. Выделяют следующие группы налоговых правонарушений:

  • против системы налогов;
  • против прав и свобод налогоплательщиков;
  • против исполнения доходной части бюджетов;
  • против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;
  • против контрольных функций налоговых органов;
  • против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • против обязанностей по уплате налогов.

Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях. осуществляются в порядке, установленном гл. 14, 5 НК РФ. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством РФ об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством РФ. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ ведется в порядке, установленном таможенным законодательством РФ, если иное не предусмотрено НК РФ.

Виды налоговых правонарушений

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены гл. 16 и 18 НК РФ. Налоговыми правонарушениями являются:

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116);
  • уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117);
  • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118);
  • непредставление налоговой декларации (ст. 119);
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120);
  • нарушение правил составления налоговой декларации (ст. 121);
  • неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122);
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123);
  • незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение налогоплательщика (ст. 124);
  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125);
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126);
  • отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа (ст. 127);
  • неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний (ст. 128);
  • отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129);
  • неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 1291);
  • нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132);
  • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133);
  • неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора пли налогового агента (ст. 134);
  • неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени (ст. 135);
  • непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка (ст. 1351).

Субъектами налоговых правонарушений могут быть организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста.

Ответственность за налоговые правонарушения

Статья 108 НК РФ определяет общие условия привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.

Привлечение организации к ответственности за совершение налоговых правонарушений не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени, а привлечение к ответственности налогового агента - от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. отсутствие события налогового правонарушения;
  2. отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
  3. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста;
  4. истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

  1. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (эти обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и другими способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
  2. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (эти обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
  3. выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другими уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (эти обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов таких органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

При наличии указанных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения определяется по правилам ст. 113 НК РФ. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено налоговое правонарушение, истекли 3 года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 (грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения) и 122 (неуплата или неполная уплата сумм налога) НК РФ. Исчисление срока давности со следующего дня после окончания налогового периода применяется в отношении налогового правонарушения, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ.

Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про налоговое правонарушение

  1. Предупреждение налоговых правонарушений на предприятиях на основе анализа контрольной деятельности налоговых органов В статье рассмотрена проблема предупреждения налоговых правонарушений предприятиями Разработана методика комплексной оценки и анализа контрольной деятельности налоговых органов Цели Провести
  2. Субсидиарная и субсидиарно-солидарная ответственность как способ защиты при совершении налоговых правонарушений Аннотация Статья посвящена субсидиарной ответственности за нарушения налогового законодательства при привлечении лиц причинивших вред организации преступлением административным и налоговым правонарушением в том числе в рамках дела о банкротстве Делается вывод о том что
  3. Методика проведения камеральной налоговой проверки земельного налога в Российской Федерации
  4. Особенности определения налоговой нагрузки предприятия для выявления налоговых рисков Рассмотрены два варианта расчета показателя налоговой нагрузки налогоплательщика применяемые налоговыми органами при анализе рисков совершения налоговых правонарушений на основании сведений о как об уплаченных так и о начисленных налогах Дана
  5. Роль налогового контроля в области налога на доходы физических лиц Приведены сроки представления и виды налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц для того чтобы провести анализ основных налоговых правонарушений совершающими налоговыми агентами Оценена результативность и эффективность мероприятий налогового контроля проводимые налоговым органом
  6. Налоговое планирование и некоторые аспекты налоговой учетной политики Основными элементами механизма налогового администрирования являются 5 формирование налоговой политики и ее разработка на перспективу сбор и анализ информации мониторинг состояния дел в области налогов и сборов налоговое планирование и прогнозирование налоговое регулирование оказание государственных услуг в области налогов и сборов налоговый контроль превенция и выявление налоговых правонарушений привлечение к ответственности лиц за совершение налоговых правонарушений По нашему мнению налоговое администрирование
  7. Интегральная оценка налогоплательщиков в целях планирования выездных налоговых проверок Это позволяет выявлять налоговые правонарушения на базе совокупности сведений накопленных и систематизированных инспекцией в базе ЭОД и прогнозировать
  8. О критериях оценки эффективности и справедливости налоговой политики государства Этим критерием оцениваются прежде всего качество налогового законодательства уровень организации налоговых органов обеспечение неотвратимости наказания за налоговые правонарушения квалификация и техническая оснащенность работников налоговых органов и т.д Эффективность налоговой политики оценивается
  9. Организация выездной налоговой проверки и ее результативность на примере ИФНС России по Советскому району Махачкалы В целях совершенствования процедуры проведения выездных налоговых проверок и повышения их эффективности на основе проведенных исследований должны быть определены следующие предложения необходимо усовершенствовать законодательную базу регулирующую осуществление и проведение налогового контроля в целях совершенствования порядка проведения налогового контроля и повышения их эффективности необходимо повысить уровень количественного и качественного анализа данных включаемых в информационные резервы налоговых органов увеличить дальнейшее совершенствование системы отбора налогоплательщиков для проверок формы и методы выездных налоговых проверок а также систематического повышения профессиональной подготовки для уменьшения количества налоговых нарушений и преступлений необходимо уведомлять граждан - потенциальных налогоплательщиков об изменениях в правоохранительной деятельности по делам о налоговых правонарушениях и преступлениях и повышении риска привлечения к ответственности за их совершение Вероятно уже
  10. Налоговые санкции РФ НК РФ Размеры штрафов за конкретные налоговые правонарушения определены в главах 16 и 18 НК РФ Например за несвоевременную подачу налоговой
  11. Удержанный налог Отметим что непредставление истребованных документов в установленный срок является налоговым правонарушением и может повлечь наложение штрафа в соответствии со ст 126 Налогового кодекса РФ
  12. Налоговый контроль Налоговый контроль - это проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах выявление налоговых правонарушений установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного ухода от уплаты налогов а
  13. Сдерживающая фискальная политика Ужесточение налогового контроля например усиление мер по пресечению налоговых правонарушений и уклонения от уплаты налогов Это приводит к увеличению доходов бюджета без необходимости
  14. Эволюция механизма принудительного взыскания задолженности перед бюджетом Поскольку обязанность по уплате налогов пени и штрафа может возникнуть также и на основании вступившего в силу решения принятого по результатам налоговой проверки можно выделить три основания для направления требования об уплате налога пени и штрафа неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога вступление в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения если дело о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматривалось в порядке предусмотренном ст 101 НК РФ на основании вынесенного решения о
  15. Низкий порог рентабельности и выездные проверки Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования практически полностью изменил не только порядок проведения налоговых проверок но и процедуру производства по делам о налоговых правонарушениях Новая редакция ст 87 Налогового кодекса РФ четко указывает что к налоговым проверкам
  16. Систематизация способов преступного уклонения от уплаты акцизов Программа должна содержать решение всех основных вопросов касающихся уголовно-правовых административных и финансовых санкций за совершение налоговых правонарушений Эти положения должны согласовываться с соответствующими нормами уголовно-процессуального гражданско-процессуального гражданско-правового и оперативно-разыскного характера
  17. Обложение налогом Помимо финансовых санкций за налоговые правонарушения может наступать административная ответственность Она выражается в наложении административных штрафов на должностных лиц
  18. Финансовый анализ финансовые показатели - Статьи по финансовому анализу Предупреждение налоговых правонарушений на предприятиях на основе анализа контрольной деятельности налоговых органов Предпосылки появления эволюция становления
  19. Трансфертное ценообразование НДС налога на имущество в результате необоснованного занижения налоговой базы Кроме того налоговые органы начисляют пени за несвоевременную уплату доначисленных налогов а также взыскивают штрафы за налоговые правонарушения Возможная корректировка таможенной стоимости и доначисление таможенных платежей при внешнеэкономических сделках При импортных
  20. Другое - Статьи по финансовому анализу Субсидиарная и субсидиарно-солидарная ответственность как способ защиты при совершении налоговых правонарушений Структура денежной массы в современной России Стратегия развития муниципального образования муниципальные финансы как
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ