Муниципальный долг

Муниципальный долг - это обязательства, возникающие из муниципальных займов (заимствований), принятых на себя муниципальным образованием гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя муниципальным образованием обязательства третьих лиц (ст. 6 БК РФ). Согласно ст. 100 БК РФ муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Из каких элементов складывается муниципальный долг?

Муниципальный долг складывается из следующих элементов:

  1. Прямые обязательства по займам и ценным бумагам, выпущенным муниципальным образованием. Примером таких обязательств может служить выпуск муниципальных облигаций города Москвы.
  2. Объем гарантий по обязательствам третьих лиц перед кредиторами. Например, муниципальное образование может выступать гарантом по займу, взятому другим юридическим или физическим лицом.
  3. Прочие долговые обязательства, принятые на себя муниципальным образованием. Это могут быть, например, задолженности по выплате заработной платы муниципальным служащим или по оплате услуг и поставок.

В объем муниципального долга включаются:

  • основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
  • объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
  • объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

Органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.

Какие существуют виды муниципальных долговых обязательств?

Виды долговых обязательств: ценные бумаги (облигационные займы), бюджетные и банковские кредиты, государственные гарантии, предоставленные муниципальным образованиям, реструктуризированная задолженность. Согласно статье 100 Бюджетного кодекса РФ, муниципальный долг может существовать в виде следующих долговых обязательств:

  1. Ценные бумаги муниципального образования (муниципальные ценные бумаги).
  2. Бюджетные кредиты, привлеченные в местный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ.
  3. Бюджетные кредиты, привлеченные от РФ в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов.
  4. Кредиты, привлеченные муниципальным образованием от кредитных организаций в валюте РФ.
  5. Гарантии муниципального образования (муниципальные гарантии), выраженные в валюте РФ.
  6. Муниципальные гарантии, предоставленные Российской Федерацией в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов.
  7. Иные долговые обязательства, возникшие до введения в действие Бюджетного кодекса РФ и отнесенные на муниципальный долг.

Какие ограничения налагаются на объем муниципального долга?

Согласно статье 100 Бюджетного кодекса РФ, объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Таким образом, существует ограничение на объем муниципального долга, которое зависит от доходов местного бюджета.

Это ограничение позволяет контролировать уровень задолженности муниципальных образований и обеспечивать финансовую устойчивость бюджетной системы РФ

Как осуществляется управление муниципальным долгом?

Управление муниципальным долгом представляет регулирование муниципального долга, а также действия органов местного самоуправления по:

  • погашению займов,
  • организации выплат доходов по ним,
  • проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов,
  • по размещению новых долговых обязательств.

Управление муниципальным долгом в узком смысле это совокупность полномочий органов местного самоуправления по:

  • подготовке к выпуску и размещению долговых обязательств муниципального образования,
  • регулированию (в рамках компетенции) рынка ценных бумаг,
  • обслуживанию и погашению муниципального долга.

Основными мероприятиями по управлению муниципальным долгом можно назвать:

  • рефинансирование,
  • конверсию,
  • консолидацию,
  • унификацию и др.

В процессе управления муниципальным долгом органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках соответствующей компетенции решают следующие задачи:

  • минимализация стоимости долга для заемщика;
  • недопущение переполнения фондового рынка заемными обязательствами муниципальных образований;
  • недопущение спекулятивных операций на рынке муниципальных ценных бумаг и резкого колебания их курса;
  • эффективное использование привлеченных средств и контроль за их целевым использованием;
  • обеспечение своевременного и в полном объеме возврата привлеченных средств;
  • максимальное финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

В процессе управления муниципальным долгом возникает необходимость его реструктуризации. Реструктуризация муниципального долга представляет собой погашение долговых обязательств муниципального образования с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация муниципального долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга. Примеры из практики:

  • Администрация Москвы регулярно осуществляет эмиссию облигаций города Москвы для финансирования инфраструктурных проектов и покрытия дефицита бюджета. Например, в 2021 году были размещены облигации на 15 млрд руб. со сроком обращения 15 лет.
  • Администрация Санкт-Петербурга в 2020 году взяла бюджетные кредиты на сумму около 20 млрд руб. у Минфина РФ для покрытия дефицита бюджета, вызванного пандемией.
  • Администрация Красноярска в 2019 году осуществила эмиссию облигаций на 1,5 млрд руб. для финансирования строительства дорог и социальных объектов.
  • Многие муниципальные районы берут бюджетные кредиты у региональных финансовых органов для покрытия кассовых разрывов и дефицита местных бюджетов.
  • Таким образом, органы МСУ активно используют все основные инструменты управления муниципальным долгом.

За счет каких средств может быть погашен муниципальный долг?

Муниципальный долг погашается за счет средств бюджета муниципального образования. Источниками средств могут быть налоговые и неналоговые доходы, поступления от приватизации имущества, а также другие доходы, полученные муниципальным образованием.

Например, муниципальный долг может быть погашен за счет доходов от налогов на имущество, земельного налога, налога на прибыль организаций, а также за счет доходов от продажи имущества, полученного в результате приватизации. В целом, источники погашения муниципального долга зависят от конкретной ситуации и могут различаться в зависимости от муниципального образования и его финансового положения.

Каковы последствия неисполнения муниципальных долговых обязательств?

Неисполнение муниципальных долговых обязательств может привести к серьезным последствиям для муниципальных образований. В частности, неисполнение обязательств по муниципальному долгу может повлечь дефолт по долговым обязательствам муниципалитета, то есть невозможность своевременного погашения долга. Это может привести к ухудшению кредитной истории муниципального образования и увеличению затрат на привлечение новых займов и кредитов.

Кроме того, неисполнение муниципальных долговых обязательств может привести к обращению взыскания на муниципальную собственность, что может негативно сказаться на финансовом положении муниципального образования. Наконец, неисполнение муниципальных долговых обязательств может привести к снижению инвестиционной привлекательности территории, что может отразиться на экономическом развитии муниципального образования.

Что представляет собой реструктуризация муниципального долга?

Реструктуризация муниципального долга представляет собой изменение условий обслуживания долга, включая сроки погашения, процентную ставку, валюту платежа, сумму долга. Цель реструктуризации - облегчить долговую нагрузку на бюджет муниципального образования. Реструктуризация может быть осуществлена на основе соглашения между кредиторами и муниципальным образованием.

В результате реструктуризации муниципальное образование может получить дополнительное время на погашение долга, снижение процентных ставок и уменьшение суммы долга. Однако, реструктуризация муниципального долга может привести к увеличению общей суммы выплат по долгу в будущем. Примеры реструктуризации муниципального долга:

  • В Москве в 2020 году была проведена реструктуризация облигационных займов на общую сумму около 90 млрд руб. Сроки обращения облигаций были увеличены с 3-5 до 10-15 лет, что позволило снизить нагрузку на бюджет.
  • Администрация Санкт-Петербурга в 2021 году реструктуризировала кредиты на сумму около 15 млрд руб., полученные от коммерческих банков. Были снижены процентные ставки и увеличены сроки кредитов.
  • Власти Екатеринбурга в 2020 году договорились с Минфином о реструктуризации бюджетных кредитов на общую сумму около 4 млрд руб. Сроки возврата кредитов были увеличены с 3 до 5-7 лет.
  • Администрация Красноярска в 2021 году реструктуризировала облигационные займы на сумму около 1,5 млрд руб., увеличив срок обращения с 5 до 10 лет.

Какие риски несет наращивание муниципального долга?

Наращивание муниципального долга может нести ряд рисков для муниципальных образований. В частности, рост муниципального долга может привести к снижению кредитного рейтинга муниципального образования и увеличению стоимости заимствований. Кроме того, наращивание муниципального долга может привести к ухудшению показателей бюджета муниципального образования, так как увеличение долговой нагрузки может привести к сокращению бюджетных расходов на социальные программы и инфраструктурные проекты.

Наращивание муниципального долга также может привести к необходимости экономии на социальных расходах для обслуживания долга, что может негативно сказаться на жизни жителей муниципального образования. В целом, наращивание муниципального долга может привести к серьезным финансовым и социальным проблемам для муниципальных образований.

Какова роль Федерального казначейства в учете и мониторинге муниципального долга?

Федеральное казначейство РФ играет важную роль в учете и мониторинге муниципального долга. В частности, Федеральное казначейство ведет учет муниципальных долговых обязательств и осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением ограничений по муниципальному долгу:

  • Федеральное казначейство ведет Государственную долговую книгу РФ, в которую включены сведения о долговых обязательствах муниципальных образований.
  • Территориальные органы Казначейства осуществляют мониторинг соблюдения муниципалитетами ограничений по объему муниципального долга и расходов на его обслуживание. Например, в Московской области такой мониторинг проводит Управление Федерального казначейства по Московской области.
  • Казначейство контролирует целевое использование бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам из федерального бюджета. Например, проверяет соблюдение графика погашения таких кредитов.
  • Федеральное казначейство осуществляет регистрацию и учет муниципальных ценных бумаг, размещаемых муниципалитетами.
  • Казначейство осуществляет операции по обслуживанию и погашению государственных и муниципальных долговых обязательств.

Какие полномочия имеет местная администрация в области управления муниципальным долгом?

Местная администрация имеет ряд полномочий в области управления муниципальным долгом. В частности, администрация муниципального образования принимает решение о размещении муниципальных ценных бумаг, получении бюджетных кредитов, предоставлении гарантий. Кроме того, администрация осуществляет процедуры эмиссии ценных бумаг и разрабатывает программу муниципальных заимствований.

В целом, администрация муниципального образования отвечает за управление муниципальным долгом и принимает меры для обеспечения финансовой устойчивости муниципального бюджета. Примеры полномочий местных администраций в сфере управления муниципальным долгом:

  • Администрация Москвы ежегодно утверждает программу муниципальных внутренних заимствований и принимает решения об эмиссии городских облигаций.
  • Администрация Санкт-Петербурга в 2020 году приняла решение о получении бюджетных кредитов из федерального бюджета на сумму 20 млрд руб. для покрытия дефицита городского бюджета.
  • Администрация Красноярска разрабатывает и утверждает программу муниципальных заимствований, на основании которой принимаются решения об эмиссии облигаций и получении бюджетных кредитов.
  • Администрации многих муниципальных районов оформляют договоры о получении бюджетных кредитов из регионального бюджета для покрытия дефицитов местных бюджетов.
  • Администрации поселений могут принимать решения о получении муниципальных гарантий от муниципальных районов для обеспечения инфраструктурных проектов.

Какие меры могут быть приняты для оптимизации муниципального долга?

Для оптимизации муниципального долга могут быть приняты следующие меры:

  1. Реструктуризация задолженности - изменение условий обслуживания долга, включая сроки погашения, процентную ставку, валюту платежа, сумму долга.
  2. Сокращение расходов бюджета - уменьшение расходов на определенные программы и проекты, которые не являются приоритетными для муниципального образования.
  3. Увеличение собственных доходов - привлечение инвестиций, увеличение налоговых и неналоговых доходов, поступлений от приватизации имущества.
  4. Привлечение бюджетных кредитов для погашения коммерческих - получение кредитов от государственных банков для погашения коммерческих займов.
  5. Выкуп облигаций по сниженной цене - выкуп облигаций, выпущенных муниципальным образованием, по сниженной цене.

Принятие этих мер может помочь муниципальным образованиям справиться с долговой нагрузкой и обеспечить финансовую устойчивость бюджетной системы РФ.

См. так же государственный долг.

Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про муниципальный долг

  1. Муниципальная облигация Минфина на начало 2024 года объем муниципального долга в форме ценных бумаг составлял всего около 24 млрд руб Однако потенциал этого
  2. Муниципальные финансы Другой вызов это управление муниципальным долгом Неправильная политика в этой области может привести к ситуации когда значительная часть бюджета
  3. Проблемы функционирования муниципальных финансов и пути повышения их эффективности Повышение заинтересованности у органов муниципальной власти в наращивании собственных долгов бюджета Целевое и рациональное использование денежных средств Повышение эффективности
  4. Муниципальные облигации как инструмент финансирования инфраструктурных проектов мировой опыт проблемы возможности применения в развивающихся странах Американские муниципальные долговые бумаги со сроком погашения до года принято называть нотами свыше года - облигациями
  5. Теоретические и методологические подходы к оценке финансового потенциала муниципальных образований в условиях реформирования территориальной организации местного самоуправления Финансовые ресурсы привлеченные в качестве заемных средств со стороны различных институциональных единиц к примеру долгосрочные кредиты банков Однако применение схемы построения сводного финансового баланса для целей оценки финансового потенциала ... Однако применение схемы построения сводного финансового баланса для целей оценки финансового потенциала муниципальных образований возможно лишь с некоторыми оговорками Так при расчете объема финансового потенциала территорий муниципальных
  6. Управление государственным долгом Федеральный закон О государственных и муниципальных долгах Устанавливает правовые основы для управления долгами на всех уровнях Эти законы направлены на
  7. Местный бюджет Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов содержание органов местного самоуправления формирование муниципальной собственности и управление ею организацию содержание и развитие учреждений образования здравоохранения культуры физической культуры и спорта средств массовой информации других учреждений находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления содержание муниципальных органов охраны общественного порядка организацию содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований организацию утилизации и переработки бытовых отходов содержание мест захоронения находящихся в ведении муниципальных органов организацию транспортного обслуживания населения и учреждений находящихся в муниципальной собственности обеспечение противопожарной безопасности охрану окружающей природной среды на территории муниципальных образований реализацию целевых программ принимаемых органами местного самоуправления обслуживание и погашение муниципального долга целевое дотирование населения содержание муниципальных архивов проведение муниципальных выборов и референдумов прочие расходы
  8. Долговой кризис РФ и муниципального долга Таким образом долговой кризис представляет собой сложное экономическое явление требующее комплексного подхода к
  9. Внешняя задолженность Государственный и муниципальный долг Федеральный закон О валютном регулировании и валютном контроле Постановления Правительства РФ регламентирующие порядок
  10. Современное состояние рынка долговых ценных бумаг в Российской Федерации Чем больше она обращается на фондовом рынке тем большую ценность она имеет в связи с этим цена может колебаться - и это положительная тенденция для участников рынка отсутствие каких либо материальных трудовых границ роста за искл установленных органами государственной власти и местного самоуправления предельных границ государственного и муниципального долга Рынок долговых ценных бумаг является неотъемлемой частью современного фондового рынка Для эффективной разработки
  11. Бюджетные расходы К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на оказание государственных муниципальных услуг в том числе ассигнования на оплату государственных муниципальных контрактов на поставку товаров выполнение работ оказание услуг для государственных муниципальных нужд социальное обеспечение населения предоставление бюджетных инвестицийюридическим лицам не являющимся государственными муниципальными учреждениями предоставление субсидий юридическим лицам за исключением субсидий государственным муниципальным учреждениям индивидуальным предпринимателям физическим лицам - производителям товаров работ услуг предоставление межбюджетных трансфертов предоставление платежей взносов безвозмездных перечислений субъектам международного права обслуживание государственного муниципального долга исполнение судебных актов по искам к РФ субъектам РФ муниципальным образованиямо возмещении вреда
  12. Государственные финансы России и реализация национальных проектов Расходы всего 14831.9 100 15620.3 100 16416.4 100 16420.3 100 в т.ч общегосударственные во просы 935.7 6.3 1117.6 7.2 1095.6 6.7 1162.4 7.1 национальная оборона 2479.1 16.7 3181.4 20.4 3775.3 23.0 2852.3 17.4 национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2086.2 14.1 1965.6 12.6 1898.7 11.6 1918.0 11.7 национальная экономика 3062.9 20.7 2324.2 14.9 2302.1 14.0 2460.1 15.0 жилищно-коммунальное хозяйство 119.6 0.8 144.1 0.9 72.2 0.4 119.5 0.7 социально-культурные мероприятия 4870.0 32.8 5636.9 36.1 5916.1 36.0 6315.8 38.5 обслуживание государственного и муниципального долга 415.6 2.8 518.7 3.3 621.3 3.8 709.2 4.3 межбюджетные трансферты бюджета субъектов РФ
  13. Внутренний государственный долг Реструктуризация долга основанное на соглашении прекращение долговых обязательств составляющих государственный или муниципальный долг с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами предусматривающими другие условия обслуживания и
  14. К вопросу о планировании государственных расходов с учетом инфляции Во второй группе представлены расходы на общегосударственные нужды обслуживание государственного и муниципального долга национальную оборону и безопасность В третью группу мы включили расходы на социокультурные мероприятия
  15. Концепция финансово-экономического мониторинга Краснодарском крае создаются региональные универсальные муниципальные банки страховые и инвестиционные компании в мэриях департаменты управления муниципальными долгами через которые пытаются воздействовать на текущие и воспроизводственные процессы происходящие на предприятиях региона ... Федерации целесообразно разрабатывать средне- и долгосрочные инвестиционные программы инвестиционные бизнес-планы предприятий информационной основой которых также должна являться система финансово-экономического мониторинга
  16. Оценка эффективности управления на основе реальной стоимости бизнеса Романовна канд тех наук доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н Ельцина Симонян Артур Хачикович ООО ... Оценка стоимости бизнеса представляет собой задачу определения результативности и эффективности деятельности компании не только в краткосрочном но и в долгосрочном периоде 1 2 Высокая практическая значимость и востребованность стоимостного подхода обусловили широкое распространение различных
  17. Правовое регулирование приоритетности бюджетных расходов Что важнее или существеннее обслуживание государственного муниципального долга или социальные потребности населения В этой связи следует задать следующий вопрос почему государство
  18. Сущность методы и проблемы управления внешним государственным долгом РФ закреплено на законодательной базе определение государственного долга - обязательства возникающие из государственных муниципальных заимствований гарантий по обязательствам третьих лиц другие обязательства
  19. Мировой опыт управления государственным долгом П.Д Оценка долговой устойчивости России и зарубежных государств Муниципальная академия 2018 № 2.С 51-56 30 Чувахина Л.Г
  20. Государственное регулирование экономики современные реалии и взгляд в будущее Из нее на топливно-энергетический комплекс 103.6 0.1 83.8 0.1 32.4 0.0 сельское хозяйство и рыболовство 362.4 0.4 208.2 0.3 312.3 0.4 транспорт 665.0 0.8 305.0 0.4 400.5 0.5 дорожное хозяйство 1 209.3 1.5 615.3 0.8 739.3 0.9 связь и информатику 87.5 0.1 31.2 0.0 56.9 0.1 гтрикладные научные исследования в области национальной экономики 270.5 0.3 269.8 0.3 0.7 0.0 другие вопросы в области национальной экономики 889.6 1.1 688.7 0.9 229.9 0.3 жилищно-коммунальное хозяйство 979.9 1.2 144.1 0.2 854.9 1.1 социально-культурные мероприятия 17 151.5 21.2 5 636.9 7.0 5 872.7 7.3 обслуживание государственного и муниципального долга 661.0 0.8 518.7 0.6 149.0 0.2 межбюджетные трансферты - - 682.0 0.8 0.4
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ