Федеральная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности РФ.
Управление федеральной собственностью
Управление федеральной собственностью относится к юрисдикции государственных структур. На федеральном уровне действуют органы власти, между которыми установлены взаимосвязи. На данном уровне осуществляет работу президент, правительство, ФС, субъекты РФ и т.д. В этой системе главная роль отводится президенту. Он согласовывает действия институтов власти путем издания распоряжений и приказов. На основании этих актов происходит управление федеральной собственностью. Все указы и распоряжения могут иметь многократное или постоянное действие.
Главная роль относительно решения вопросов касающихся государственного имущества принадлежит институтам власти. Правительственный аппарат осуществляет управление федеральной собственностью и координирует действия госпредприятий, учреждений и акционерных обществ.
В органах власти созданы министерства, в полномочия которых входит решение вопросов относительно государственного имущества. Управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ, поэтому на данный институт возлагаются первоочередные задачи и большой объем работы. Эта структура в своей деятельности учитывает важность стабилизации и расширения производства на государственных предприятиях и применения антимонопольных мер.
1. Минэкономразвития. В задачи Минэкономразвития входит осуществление управления федеральной собственностью. Среди главных его функции можно отметить следующие задачи:
- Разработка предложений по развитию и внедрение в действие госсектора экономики с дальнейшим прогнозированием развития совместно с другими подразделениями.
- Составление планов реформирования и методического руководства для госпредприятий и взаимодействие с другими институтами власти в этой сфере.
- Активное участие формирование приватизационной политики и управление госимуществом.
- Прогнозирование объемов производства и формирование приватизационной политики. В процессе работы Министерство экономического развития тесно сотрудничает с другими министерствами.
2. Счетная палата. Обеспечивает постоянный финансовый контроль. Формируется по распоряжению Федерального собрания. Главная задача структуры – определение эффективности трат из бюджетных средств и использования госимущества.
3. Росимущество. Находится в распоряжении Минэкономразвития и работает в сфере земляных отношений и выполняет реализацию функций по предоставлению государственных услуг. Функции Росимущества:
- Управление государственной собственностью и анализ деятельности, связанной с приватизацией и распоряжением им.
- Анализ показателей активности работы госпредприятий по секторам народного хозяйства для повышения их количества и повышения конкурентоспособности.
- Разработка и проведение земельных работ при участии заинтересованных исполнительных структур.
- Проектирование законов и нормативных актов относительно владения, распоряжения, учета и контроля использования госимущества.
- Подготовка предложений по разграничению госсобственности. Работа осуществляется при поддержке региональных и местных властей.
4. Территориальные подразделения. Входят в единую систему институтов управления государственной собственности. Территориальные подразделения наделяются правами и обязанностями для управления федеральной собственностью. Каждое территориальное подразделение контролирует:
- Ведение учета материальных ценностей в конкретном регионе.
- Учет акционерных обществ, появившихся при приватизации госпредприятий, находящихся на территории субъекта.
- Составление отчетов о выполненной задаче относительно формирования бюджета и использования государственной собственности.
- Учет арендных договоров федеральной собственности.
- Согласование сдачи в пользование объектов в хозяйственном ведении.
- Обеспечение сохранности и контроля целевого применения госимущества. Структура предпринимает соответствующие действия по выявлению нарушений правил эксплуатации объектов.
- Осуществление оценочной экспертизы стоимости федеральной собственности.
Субъекты управления федеральной собственностью
Управление федеральной собственностью осуществляют самостоятельные субъекты гражданских правоотношений – государственные предприятия (ст. 113, 114, 115 ГК РФ) и государственные учреждения (ст. 120 ГК РФ). Они владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними государственным имуществом в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с правом оперативного управления и правом хозяйственного ведения (гл. 19 ГК РФ).
Субъектами управления распределенного государственного имущества будут те юридические лица, за кᴏᴛᴏᴩыми закреплено данное имущество. При этом, поскольку право хозяйственного ведения и право оперативного управления ϶ᴛᴏ ограниченные вещные права, собственник (в лице государства) сохраняет за собой достаточно широкие права в отношении управления имуществом, закрепленным на данных вещных правах за юридическими лицами. В частности, для отчуждения, сдачи в аренду, залога имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, а также для внесения его в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ предприятие должно получить согласие собственника ϶ᴛᴏго имущества - т.е. государства (ст. 295 ГК РФ).
В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с действующим российским законодательством от имени собственника согласие на отчуждение, сдачу в аренду, залог, внесение в уставный капитал иного юридического лица федерального имущества, закрепленного за федеральными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения, дает Министерство государственного имущества РФ
Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы). По϶ᴛᴏму именно они чаще всего выступают в качестве органов, уполномоченных публично-правовыми образованиями (для участия в гражданских правоотношениях, в частности при выпуске (эмиссии) государственных или муниципальных внутренних займов или предоставлении кредитов, а также ври предъявлении к государственным или муниципальным образованиям имущественных требований (исков), в т.ч. в порядке субсидиарной ответственности за долги созданных ими учреждений (ст. 107 ГК).
Что касается иного находящегося в публичной собственности имущества, то распоряжение им от имени собственника осуществляют иные уполномоченные на то органы. Так, создание, реорганизация и ликвидация государственных унитарных предприятий, в т.ч. наделение их имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также контроль за его сохранностью и использованием по назначению осуществляется министерствами и ведомствами либо комитетами по управлению государственным имуществом. Последние принимают решения об отчуждении недвижимого государственного имущества в виде имущественных комплексов, зданий и сооружений в порядке приватизации, а также об изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за казенными предприятиями либо за государственными учреждениями, и распоряжаются им от имени учредителя-собственника (п. 2 ст. 296 ГК).
Объекты федеральной собственности
Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ. К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся:
- недра,
- лесной фонд,
- водные ресурсы,
- ресурсы континентального шельфа,
- территориальных вод и морской экономической зоны,
- движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения,
- предприятия по изготовлению государственных знаков,
- железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов,
- ядерного оружия и другое имущество.
Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.
Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН
Еще найдено про федеральная собственность
- Облигации федерального займа Владелец ОФЗ получает выписку со счета депо подтверждающую его право собственности Какие комиссии взимаются при покупке облигаций федерального займа Брокеры и банки берут комиссии за
- Федеральный бюджет РФ в международные организации другие расходы в области международного сотрудничества определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год национальная оборона и обеспечение безопасности государства осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу государственная поддержка железнодорожного воздушного и морского транспорта государственная поддержка атомной энергетики ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба исследование и использование космического пространства содержание учреждений находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ формирование федеральной собственности обслуживание и погашение
- Облигации федерального займа для населения Авторы выделили положительные и отрицательные стороны облигаций федерального займа для населения и внесли ряд предложений по улучшению их размещения Привлечение денежных средств ... Привлечение денежных средств в собственную экономику без преувеличения имеет огромное значение для любого современного государства Эффективная инвестиционная политика -
- Поиск резервов роста доходов федерального бюджета Еще одним инструментом повышения доходов федерального бюджета может стать приватизация объектов государственной собственности В распоряжении Правительства РФ от 08.02.2017 №227-р
- Планирование доходной части федерального бюджета РФ Российской Федерации 893.2 1 199.6 1 543.8 1 713.0 819.8 доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности 421.3 427.8 380.1 543.3 122.0 прочие доходы 1 075.4 599.3 745.5 965.7 -23.1 За ... За анализируемый период наблюдается ежегодный рост доходной части федерального бюджета В 2012 г объем поступлений в федеральный бюджет вырос до 12.9 трлн руб
- Федеральное казначейство Кроме того территориальные органы федерального казначейства проводят проверки денежных документов регистров бухгалтерского учета отчетов планов смет и других документов связанных с зачислением перечислением и использованием средств федерального бюджета во всех министерствах ведомствах предниятиятиях организациях учреждениях банках и иных финансово-кредитных организациях независимо ... Федерации производят отчисление от поступлений по налогам и доходам в местные бюджеты осуществляют по представлению налоговых инспекций возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей контролируют полноту и своевременность совершения операций со средствами федерального бюджета и целевых бюджетных фондов и их целевое направление и использование взаимодействуют с другими органами исполнительными банковскими налоговыми участвующими в процессе исполнения бюджета и контролирующими его выполнение Кроме того территориальные органы федерального казначейства проводят проверки денежных документов регистров бухгалтерского учета отчетов планов смет и других документов связанных с зачислением перечислением и использованием средств федерального бюджета во всех министерствах ведомствах предниятиятиях организациях учреждениях банках и иных финансово-кредитных организациях независимо от видов и форм собственности получают необходимые объяснения справки и сведения по вопросам возникающим при проверках могут требовать устранения
- Особенности формирования доходов федерального бюджета РФ доходы от внешнеэкономической деятельности полностью учитываются в доходах федерального бюджета Доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности увеличились с 112
- Доходы и расходы федерального бюджета РФ Доля доходов федерального бюджета % Абс изм 2015 г к Абс изм 2015 г к 2013 2014 ... Доходы от использования имущества находящегося в государственной собственности РФ 2.58 3.43 3.79 1.21 0.36 Доходы от продажи имущества 0.87 0.76 0.64 -0.23
- Оптимизация состава имущества государственной казны Федерации и подлежащее сохранению в федеральной собственности на определенный период Состав имущества казны Российской Федерации весьма разнороден В укрупненной классификации
- Совершенствование мониторинга финансового состояния предприятий На оставшиеся в федеральной собственности ГУП намечается распро-странить аудит Руководители ГУП должны будут пройти аттестацию перезаключить контракты будут
- Некоторые тенденции в дивидендной политике публичных компаний АО акции которых находятся в федеральной собственности в том числе в инфраструктурных компаниях компаниях нефтегазового и оборонно-промышленного комплексов принятия решений
- Государственная казна РФ переходит в федеральную собственность в том числе имущества ликвидированных предприятий Как используются средства госказны Средства государственной казны
- Особенности аудита финансовой отчетности составленной в соответствии с МСФО MCA и федеральными стандартами Дополнительные процедуры в соответствии с MCA Планирование аудита Понимание деятельности аудируемого лица MCA ... Сообщение информации по результатам аудита руководству и собственникам аудируемого лица MCA 260 ФСАД 22 Сообщение информации о недостатках в системе внутреннего контроля
- Эмпирическое исследование факторов структуры капитала анализ компаний приволжского федерального округа Приволжского федерального округа представлены в табл 2 Тестировалась базовая регрессия В результате были получены некоторые основные ... В itom случае более высокий уровень прибыли может юбудить собственников к проведению более агрессивной финансовой политики Однако к так называемой дисциплинирующей роли как мотиву
- О предупреждении несостоятельности банкротства организаций государственного сектора Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов по осуществлению полномочий собственника имущества должника федеральных государственных унитарных предприятий и представителя учредителей участников акционерных обществ при проведении
- Теории дивидендной политики и их развитие на примере российского рынка Федерации за последние годы выпустило несколько распоряжений регулирующих дивидендную политику акционерных обществ находящихся в федеральной собственности в том числе объем выплачиваемых дивидендов не менее 25% от чистой прибыли без
- Порядок подготовки заключений Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по программам финансового оздоровления организаций имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально - экономическую значимость Федерации и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 28 июня 2001 г N 211 ... Капитал и резервы стр 490 ф 1 20 Собственный капитал в оборотных средствах 20 - 10 30 Доля собственных средств в оборотном капитале
- Государственные финансы России и реализация национальных проектов Надо сказать что государственные финансы оказывают наиболее позитивное влияние на разработку и реализацию всех национальных федеральных и государственных проектов которые когда-либо создавались и реализовывались в России Следует обратить внимание что ... США и их союзников формирования в стране действительно цифровой экономики при создании собственной электронной базы и собственного программного обеспечения В решении всех этих вопросов на первое место
- Участие государства в деле о банкротстве и в процедурах применяемых в деле о банкротстве Федерации К стратегическим предприятиям и организациям относят федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции работ услуг имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности
- Распространение частной собственности на земельные участки в европейской части Российской Федерации Едином государственном реестре недвижимости прав на земельные участки приобретенных в результате земельных преобразований а земельные участки по которым фактически не определена форма собственности относятся к так называемой неразграниченной государственной собственности Частная собственность в отношении земельных участков согласно земельному лесному и водному законодательству может иметь распространение лишь по отдельным категориям земель в том числе в пределах земель сельскохозяйственного назначения населенных пунктов и частично земель промышленности энергетики транспорта и иного специального назначения а земли лесного фонда и водного фонда особо охраняемых территорий могут находиться исключительно в федеральной собственности 1 В целом по стране преобладает государственная собственность на землю которая зачастую не