Внутренний аудит - это принятая хозяйствующим субъектом в интересах его участников (учредителей) и регламентированная внутренними документами система контроля за:
- соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета бухгалтерского учета и получения иной информации (в том числе за рациональностью ее формирования),
- выполнением принятых в организации программ и планов,
- соответствием их поставленным целям и эффективности,
- сохранностью активов,
- соблюдением законодательства при осуществлении операций.
Функции контроля выполняют назначаемые в порядке, установленном в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица, ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.
Система внутреннего аудита
Организация эффективно функционирующей системы внутреннего аудита в коммерческой фирме — сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы:
1. Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, возможностями оргструктуры.
2. Разработка и документальное закрепление:
- новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции организации,
- комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке.
Такими документами должны быть положения о политиках:
- финансовой,
- производственно-технологической,
- инновационной,
- снабженческой,
- сбытовой,
- инвестиционной,
- учетной,
- кадровой.
Данные положения должны разрабатываться на основе глубокого анализа (с проведением необходимых расчетов) каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации.
3. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положение об организационной структуре, в котором должны быть
- описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют;
- установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям.
То же самое относится и к положениям о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т.д.), к планам организации труда их работников. Необходимо разработать (уточнить)
- план документации и документооборота,
- штатное расписание,
- должностные инструкции с указанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы.
Без такого строгого подхода невозможно координировать функционирование всех звеньев внутреннего контроля.
4. Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволит:
- упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля финансово-хозяйственной деятельности,
- эффективно управлять ресурсами,
- оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений.
5. Организация отдела внутреннего аудита (аудиторского комитета). Практическая польза от создания отдела внутреннего аудита для каждой отдельно взятой организации различна. Наиболее общие аспекты целесообразности создания отдела внутреннего аудита в российских организациях заключаются в следующем:
- во-первых, это позволит совету директоров или исполнительному органу наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;
- во-вторых, проводимые внутренними аудиторами целевые контрольные проверки и анализ выявляют резервы производства и наиболее перспективные направления развития;
- в-третьих, внутренние аудиторы наряду с контролем часто выполняют и консультативные функции в отношении должностных лиц финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее филиалах и дочерних компаниях.
Служба внутреннего аудита
Структура и численность службы внутреннего аудита в каждом конкретном случае определяются индивидуально исходя из задач, которые ставятся перед внутренним аудитором, а также от эффективности контрольной среды и географической разбросанности структурных подразделении. При проектировании структуры службы внутреннего аудита необходимо создавать условия для се независимости и объективности.
В зависимости от масштабов экономического субъекта служба внутреннего аудита может быть представлена:
- внутренним аудитором,
- ревизором,
- ревизионной (контрольной) комиссией,
- отделом внутреннего аудита,
- управлением внутреннего аудита,
- любым другим структурным подразделением, на которое выложены обязанности по выполнению функций внутреннего аудита.
Основные функции службы внутреннего аудита:
- проверка того, основывалось ли руководство организации при составлении внутренних документов и процедур контроля (приказов, распоряжений, инструкций и др.) на действующих нормативных актах и учредительных документах организации;
- проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности;
- оценка влияния внешних факторов на деятельность организации;
- организация подготовки к проведению внешнего аудита;
- организация подготовки к проверкам налоговых и других контрольных органов.
Основные функции, принципы и структура службы внутреннего аудита определены, как правило, в утвержденном внутреннем регламенте "Положение по организации службы внутреннего аудита".
Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН