Ноу-хау - это совокупность технических, технологических, управленческих, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, описания накопленного производственного опыта, являющихся предметом инноваций, но не запатентованных.
Ноу-хау является одним из элементов нематериальных активов предприятия.
Объекты ноу-хау
1. Технические (конструкторские, технологические, математические, производственные и др.):
- неопубликованные заявки на выдачу патента;
- научные отчеты;
- конструкторские чертежи;
- лабораторные макеты объектов новой техники;
- методики расчетов, проведения экспериментов;
- протоколы испытаний;
- перечни проведенных научно-исследовательских работ;
- статистические расчеты;
- рецептуры и данне о составе и характеристиках материалов;
- спецификации;
- инструкции по применению технических средств, технологий;
- документация к компьютерным программам, в том числе руководство пользователя и т.п.
2. Экономические (финансовые, коммерческие, рекламные, сбытовые) – сведения, связанные, как правило, с определенными знаниями конъюнктуры рынка, опытом ведения коммерческих операций, сведениями о наиболее выгодных формах использования денежных средств, операциях с ценными бумагами, структурами цен на производимые товары и т.п. Источниками такой информации являются:
- договоры с контрагентами;
- картотеки клиентов и поставщиков;
- данные финансово-бухгалтерской отчетности (баланс);
- данные об экономической стороне организации производства;
- схемы финансовых операций;
- информация о рынках сбыта;
- сведения о тактике выхода на рынок;
- сведения о размерах скидок, об условиях платежей, ценах;
- данные по методам рекламы;
- методики обучения персонала;
- бизнес-планы инвестиционных и коммерческих проектов;
- аналитические прогнозные отчеты по развитию бизнеса и т.п.
3. Управленческие – сведения о структуре и методах управления, позволяющих наладить эффективное взаимодействие различных производственных и управленческих структур организации, в решении кадровых вопросов. Управленческое «ноу-хау» представляют:
- схемы управления производством,
- картотеки штатных сотрудников,
- сведения о наличии свободных мест, заработной плате,
- соотношении штатных сотрудников и совместителей.
4. Правовые – сведения, связанные с применением организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, налогами, кадрами и т.д.
Договор ноу-хау
Договор о передаче ноу-хау может заключаться по инициативе как обладателя ноу-хау, так и его покупателя. Поскольку законом условия, необходимые для договора о передаче ноу-хау, практически не регламентированы, как существенные для этого договора выступают прежде всего условия о предмете договора, порядке и сроке передачи ноу-хау, о вознаграждении за передаваемое ноу-хау, о территории и сроке действия договора.
Передавая ноу-хау, его обладатель может сохранить за собой право использования данного ноу-хау и передачи его третьим лицам. Напротив, в договоре может быть предусмотрено, что ноу-хау вправе использовать и даже передавать по договору третьим лицам только покупатель ноу-хау. В зависимости от вида договора устанавливается и его цена, т.е. форма и размер вознаграждения, уплачиваемого покупателем за ноу-хау.
Обычно в связи с этим говорят о передаче ноу-хау на исключительной и неисключительной основе, а также о "сублицензиях" (по аналогии с патентно-лицензионными и авторскими договорами). Наиболее популярным является договор о передаче ноу-хау на исключительных условиях.
Предметом договора служит передача не права использования, поскольку такового нет, а самого ноу-хау как совокупности разнородной неохраняемой информации.
Право на ноу-хау
Исключительное право на секрет производства имеет только его обладатель, которые получил его любым способом, не противоречащим закону. В том числе, под этим подразумевается и изготовление изделий и реализация экономических и организационных решений. Если лицо независимо и добросовестно становиться обладателем сведений, формирующих секрет производства, то приобретает исключительное право на данное ноу-хау (ст. 1466 ГК).
Передача ноу-хау
Ноу-хау может передаваться как по договору о его передаче, так и в рамках патентно-лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии (гл. 54 ГК РФ). Следует отметить, что договор о передаче ноу-хау не подлежит регистрации в Российском агентстве по патентам и товарным знакам (Роспатенте). Однако если ноу-хау передается в рамках патентно-лицензионного договора или договора коммерческой концессии, то указанный договор должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Если это требование не соблюдено, то договор считается недействительным.
Кроме того, передача ноу-хау может оформляться договором строительного подряда (§ 3 гл. 37 ГК РФ) или договором на выполнение проектных и изыскательских работ (§ 4 гл. 37 ГК РФ) в тех случаях, когда выполнение работ по этим договорам предполагает обладание соответствующей конфиденциальной информацией.
изобретения ноу хау216
Синонимы
Секрет производства
Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН
Еще найдено про ноу-хау
- Ноу-хау как особый вид нематериальных активов коммерческой организации Ноу-хау как особый вид нематериальных активов коммерческой организации М.В Кондратов преподаватель ОУ ВО Южно-Уральский институт
- Ноу-хау оценка справедливой стоимости и учета Ноу-хау оценка справедливой стоимости и учет К.Л Евсеева магистрант Алтайский государственный университет Россия г Барнаул
- Инновационная технология в инвестиционном проекте как оценить ноу-хау Инновационная технология в инвестиционном проекте как оценить ноу-хау Анна Владиленовна Вершинина кандидат экономических наук старший научный сотрудник Федеральный исследовательский центр Информатика и
- Правила согласования платежей спасающие от перерасхода бюджета Правила согласования платежей спасающие от перерасхода бюджета Ноу-хау Финансовый директор № 5 94 май 2010 года Чтобы избежать кассовых разрывов из-за отсутствия
- Реальные инвестиции Инвестиции в нематериальные активы патенты лицензии ноу-хау программное обеспечение бренды и т.п для повышения конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятия Вложения в
- Сравнительная характеристика принятия к учету нематериальных активов по РСБУ и МСФО Аннотация В рыночных условиях компании стали уделять значительное внимание брендам торговым маркам деловой репутации ноу-хау и другим видам интеллектуальной собственности Если же с первым видом активов которые имеют конкретную
- Инвестиционный потенциал Инновационные возможности - наличие научно-технических разработок патентов ноу-хау готовность к внедрению инноваций Организационно-управленческие ресурсы - эффективность системы управления организационная структура бизнес-процессы Анализ
- Банковское кредитование под залог прав интеллектуальной собственности Беларуси Права интеллектуальной собственности охватывают такие объекты как патенты на изобретения промышленные образцы товарные знаки производственные секреты ноу-хау компьютерные программы и базы данных авторские права на литературные и иные художественные произведения Продуктами
- Инвестиционные расходы Приобретение нематериальных активов например патентов последствий ноу-хау Затраты на обучение и освоение производства это затраты связанные с запуском инвестиционного проекта Предпроектные
- Расчет стоимости нематериальных активов созданных на базе объектов интеллектуальной собственности Это могут быть идеи различные типы знаний инновации ноу-хау знания которыми владеют сотрудники организации база знаний организации электронная сеть и база данных на
- Условные активы Секреты производства ноу-хау Права на эти объекты могут быть признаны условными активами если существует вероятность получения будущих
- Корпоративный капитал Интеллектуальный капитал - патенты ноу-хау бренды Социальный капитал - деловые связи репутация лояльность клиентов Каждый из этих элементов вносит
- Инвестиционная деятельность предприятия Инвестиции в нематериальные активы включают затраты на приобретение прав пользования природными ресурсами патентов лицензий программных продуктов ноу-хау и других объектов интеллектуальной собственности Пример Компания Яндекс в 2021 году инвестировала 35.6 млрд
- Бухгалтерский и налоговый учет основных средств нематериальных активов и амортизационных отчислений в целях развития и совершенствования подходов к оценке имущества компании Наряду с материальными средствами и нематериальные активы в частности товарные знаки знаки обслуживания изобретения внедрения полезные модели разработки ноу-хау вносят огромный вклад в развитие и функционирование организации конкурентные преимущества которой обеспечиваются наличием у
- Внутренние источники финансирования Лицензионные платежи - доходы от предоставления прав на использование патентов торговых марок ноу-хау и других объектов интеллектуальной собственности Дивиденды - доходы от вложений в акции других компаний
- Вложенный капитал К ним относятся патенты лицензии торговые марки авторские права ноу-хау репутация компании и другие нематериальные ценности Они могут быть приобретены или созданы внутри компании
- Нематериальные активы и их стоимость в различных системах финансовой отчетности ЭВМ базы данных исполнения фонограммы сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач вещание организаций эфирного или кабельного вещания изобретения полезные модели промышленные образцы селекционные достижения топологии интегральных микросхем секреты производства ноу-хау фирменные наименования товарные знаки и знаки обслуживания наименования мест происхождения товаров коммерческие обозначения 1
- Долгосрочные инвестиции Вложения в НИОКР патенты лицензии ноу-хау и другие нематериальные активы Прибыль формируется за счет коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности продажи лицензий
- Развитие рынка объектов промышленной собственности Беларуси Патентная монополия и монополия секретности на ноу-хау лежат в основе развития современного рынка научно-технической продукции Владельцы новых технологий защищенных патентом оказываются
- Корпоративная финансовая политика особенности разработки и реализации Кроме того корпорации присущи следующие характеристики коммерческая направленность деятельности -максимизация прибыли в краткосрочном периоде и стоимости - в долгосрочном возможность неограниченного роста вследствие привлечения средств на финансовых рынках путем эмиссии акций и облигаций постоянное существование бессрочность независимость корпорации от состава ее участников свободное отчуждение акций участниками корпорации наличие существенных нематериальных активов в виде деловой репутации товарных знаков ноу-хау и др составление консолидированной или комбинированной финансовой отчетности открытость консолидированной финансовой отчетности для внешних